Как сделать сайт продающим? Опыт E-Promo

Анастасия Сергеева
21 апреля 2009

Каким же должен быть продающий сайт?
Как добиться, чтобы посетители превращались в покупателей, и совершали именно те действия, которые вы от них ожидаете: покупали, заказывали, регистрировались?
В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

Во-первых, вам необходимо знать целевую группу вашего сайта для того, чтобы сделать его удобным, понятным, интересным для пользователя. Ведь простота в обращении и любопытные темы будут стимулировать посетителей возвращаться к вам снова и снова.
Например, удачной была рекламная кампания организаторов MBA обучения http://mba.ru. Они сконцентрировались на таком сегменте целевой аудитории как мамы, и сделали для них специальную акцию: http://mba.ru/mothers_ist.php. Программы MBA покупались с огромным успехом :).

Во-вторых, вам необходимо знать, для чего вы создаете сайт. Поскольку интернет-ресурсы могут преследовать сразу несколько целей: брендинговую или имиджевую, то есть повышать узнаваемость и формировать лояльность к вашему бренду. А также коммерческие интересы: продажи с сайта. Чаще всего нас привлекает и то и другое.
Для того чтобы понять, каким же должен быть эффективный сайт, давайте обратимся к моменту, когда пользователи переходят к вам на интернет-ресурс, и постараемся увидеть их глазами возможные проблемы и нюансы.

  1. «Раз, два, три» Самое первое пожелание: сайт должен загружаться очень быстро, поскольку редкие пользователи будут ждать более 3-4 секунд. Поэтому, если вы собрались нагрузить сайт многочисленными картинками, фотографиями, файлами, продумайте, чтобы эти элементы не повлияли на скорость загрузки сайта.
  2. «Что? Где? Когда?» Пользователь пришел на ваш сайт осознанно, поэтому, скорее всего, его интересуют следующие вопросы: «Что мне предлагают?», «Для чего мне это нужно?», «Почему я должен использовать продукт/услуги именно этого производителя», «Как приобрести этот продукт/услугу?». Отвечайте на эти вопросы с помощью меню сайта, располагайте информацию, исходя из логики вашего потребителя. Например, на сайте http://carsguru.ru/ грамотно и удобно расположены необходимые рубрики для автомобилистов: каталог, автодилеры, автосервисы, спецпредложения и т.д. В случае если пользователя интересует конкретная марка автомобиля, он может легко найти ее в специальной рубрике: «Марки автомобилей». На сайте также присутствует поиск машин в объявлениях по разнообразным характеристикам автомобилей. Как вы видите, разработчики расположили всю необходимую информацию на главной странице в понятном и удобном виде.
  3. «Просто Напросто» Простая, удобная навигация. Пользователь должен легко понимать, как передвигаться по вашему сайту, как найти нужный ему продукт/услугу. Например, если вы рекламируете образовательные услуги, то на сайте обязательно должно быть представлено расписание занятий, в котором четко отражена такая важная информация, как дата и стоимость. Пример удачного расписания http://mbschool.ru/seminars/schedule.php. Если вы продвигаете инструменты, то у пользователя перед глазами должен появляться четкий, понятный каталог с необходимыми характеристиками инструментов: размер, марка, стоимость, технические особенности, иллюстрация и т.д. Например, http://ibmz.ru/catalogue/engines/.
    Простая  и понятная навигация представлена на сайте http://www.ikea.com/ru/ru. Любому пользователю интуитивно понятно, как найти нужные товары для дома, как выбрать вещь в соответствии с желаемым размером, цветом, ценой.  Яркие иллюстрации и удобное меню-каталог, расположенный с левой стороны экрана, превращает поиск товаров в увлекательное путешествие по сайту.
  4. «Волшебная кнопка» Если мы хотим продавать с помощью нашего сайта, в каталоге обязательно у каждого продукта должна быть специальная кнопка «Заказать» или «Заполнить заявку». Сегодня предложение практически в любой сфере бизнеса настолько велико, что естественно, пользователь будет выбирать и покупать на тех сайтах, где ему понятно, просто и удобно. И если вы не расположите в каталоге или на странице отдельного продукта кнопку «Заказать», то маловероятно, что пользователь станет искать ваши контакты и самостоятельно звонить или писать. Хотя в нашей практике случалось и такое :). Это связанно с целевой аудиторией продукта. Например, аудитория старшего возраста чаще всего используют сайт для того, чтобы получить контактную информацию и порой боятся форм заказа. Поэтому мы так настойчиво призываем вас как можно чаще общаться со своей целевой аудиторией и узнавать, спрашивать, насколько им удобно пользоваться сайтом, какой способ заказа они предпочитают. На наш взгляд пример удачной кнопки «Купить» есть на сайте http://imschool.ru/. Яркие цвета, призыв к конкретному действию, минимум информации – вот образец работающего инструмента.
  5. «Поиск» На сайте обязательно должен присутствовать поиск, и этот инструмент должен работать, а не существовать для проформы :). Порой, когда пользователю не хочется разбираться со структурой сайта, или, предположим, он уже бывал у вас на странице и забыл, где именно располагается нужный ему продукт, гораздо проще воспользоваться поиском. Кстати, очень выгодно делать строку поиска, аналогичной поисковикам Яндекс, Гугл, Рамблер (по цвету, дизайну), ведь практически каждый юзер интернета пользовался когда-нибудь поисковыми системами. И поэтому человек чувствует себя на новом сайте увереннее и комфортнее, когда видит знакомую навигацию или элементы. Например, на сайтах www.gramota.ru или http://www.7ya.ru/ именно так и поступили :).
  6. «Фишечки» Если вы хотите, чтобы пользователь к вам возвращался, сделайте на сайте интересные и полезные фишки, в которых посетители со временем, возможно, будут даже нуждаться. Например, кредитный калькулятор на сайте о финансах, формулу «правильного веса» или любовный гороскоп на гламурном сайте. Можно разместить блок с какими-нибудь бесполезными, но занимательными идеями: просмотр смешного видео-ролика, несложная игрушка, календарь с праздниками на каждый день (http://www.zvonok.ru/calendar/) и т.д.
  7. «News» Ваш сайт будет актуальным и популярным, если вы будете регулярно обновлять новостные блоки и статьи в блогах. Сделайте часть контента вашего сайта не только релевантным поисковикам, но и полезным для посетителя. Благодаря интересным и эксклюзивным интервью, занимательным исследованиям, любопытным опросам вы сможете не только сформировать ядро постоянных читателей и стать для них экспертами в вашей сфере бизнеса, но и быть интересными для Интернет СМИ. Например, на сайте http://mbschool.ru/ очень удачно представлен блок новостей, которые регулярно обновляются, и для каждой новости есть индивидуальная иллюстрация, привлекающая внимание пользователей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что добиться успеха в создании эффективного сайта можно, если вы четко знаете: что вы предлагаете, для чего вы это делаете, и кто является вашей целевой аудиторией. С помощью методов опроса, исследований, тестирований и таких инструментов анализа как Liveinternet и Google Analytics, вы сможете четко определить, как сделать так, чтобы именно ваш продукт можно было успешно продавать через интернет.