«Перепридумать TikTok вряд ли получится»: что не так с сервисами YouTube и Facebook для создания коротких видео

Кристина Кучинова, старший специалист по интернет-рекламе
9 октября 2020

Короткие видео — не новая идея. Например, шестисекундные вайны от Twitter появились еще в 2013 году, за три года до появления TikTok в Китае и за пять — до его выхода на международную арену. Но TikTok оказался успешнее предшественников, именно он вывел короткие видео в популярнейший тренд. Новый формат пришелся по вкусу поколению Z — тем, кто родился уже в эпоху интернета и с пеленок потребляет огромное количество цифрового контента. Эта аудитория склонна к быстрому восприятию информации, ценит легкость, открытость, непринужденность подачи. Сообщество тиктокеров растет довольно быстро — примерно на 500 000 человек ежемесячно. И само находит способы развития этого сервиса: пользователи придумывают конкурсы, челленджи, привлекая все больше последователей. 

Зачем переизобретать TikTok

Для крупного бизнеса это нормальная практика — оценить успех нового продукта и запустить собственный аналог, постепенно переманивая аудиторию. Но в ситуации с TikTok большую роль сыграли и политические неурядицы: Индия и США крайне негативно относятся к засилью китайских приложений на своих рынках и предпринимают все возможные меры по их блокировке. Если «под раздачу» попадет TikTok, то у его клонов есть шанс заполучить аудиторию в разы быстрее.  

Для Facebook это уже вторая попытка воплотить сервис коротких видео. Первой был сервис Lasso, не продержавшийся на рынке и двух лет. Его корпорация закрыла этим летом, после чего в августе 2020 года объявила о запуске Reels — аналога TikTok для Instagram. Сервис позволяет создавать ролики длиной до 15 секунд, накладывать на них звук и различные эффекты. Публикуются они либо в соответствующем разделе приложения Instagram, либо в привычных уже ленте или сториз. Увидеть их могут лишь пользователи соцсети. 

В середине сентября о своем сервисе заявил и YouTube. Сейчас Shorts существует в виде отдельного приложения и пока доступен только на Android и только для пользователей в Индии, где TikTok вместе с другими китайскими сервисами официально запрещен. А значит, новая функция YouTube станет единственной площадкой для аудитории, привыкшей к формату коротких видео. Конечно, создатели сервиса целились и на американский рынок, но в США ситуация, похоже, решилась в пользу TikTok — сервис пока остается в стране. 

В России формат коротких видео набирает популярность — социальная сеть «ВКонтакте» уже развивает собственный клон TikTiok, «Клипы». А недавно стало известно о планах Минпросвещения разработать в сотрудничестве с Mail.ru Group образовательную сеть для российских школьников, работающую по аналогии с TikTok. 

Что не так с клонами TikTok 

TikTok требует от пользователя минимум усилий — достаточно просто перелистывать видео. Ролик отображается во весь экран, ничто не отвлекает от просмотра. Человек зациклен только на видео. Контент преимущественно легкий, позитивный, не требует погружения, психологической и умственной нагрузки. Происходит быстрый захват внимания, быстрая смена видео, и пользователь уже перестает считать время, проведенное за просмотром. 

Для нового поколения пользователей это стало форматом, который отражает их метод потребления информации в целом. Молодежь активна, инициативна, перегружена информацией и активностями, испытывает постоянную нехватку времени. В таком режиме TikTok отлично решает задачу «залипнуть и отдохнуть». По аналогии с фастфудом мы можем называть это фаст-контентом: быстро, просто, но не всегда полезно. 

Почти также прост TikTok и для производителей контента. В сервисе есть все инструменты, помогающие быстро снять и смонтировать видеоролик. Без вложения денег и времени. Одно из неоспоримых преимуществ платформы — готовые библиотеки аудио без ограничений и нарушения авторских прав. Учитывая недолговечность музыкальных трендов, для нового поколения это очень большой плюс. 

Со всей этой удобной тиктоковской средой для зумеров контрастируют условия на YouTube и в Instagram. На YouTube, например, аудитория очень требовательна к качеству видео, и производители контента вкладываются в технику, свет, студию, постобработку роликов и так далее. Не говоря уже о строгом отслеживании авторских прав на использование музыкальных произведений. Похоже, что и пользователей Shorts ждут аналогичные ограничения в использовании музыки. В инструкции к новому сервису пользователям обещают постоянно растущую коллекцию композиций, в которой уже «представлено более тысячи треков на разных языках», но использовать их можно лишь в личных и некоммерческих целях и только в тех роликах, которые создаются на самой платформе. Если вы попытаетесь загрузить в Shorts видео, созданное где-то еще, его первым делом проверят на использование всех материалов, защищенных авторским правом. И если что-то будет нарушено, видео заблокируют так же быстро, как и на «большом» YouTube. 

Аналогичная история с музыкой ждет пользователей Reels — выбрать озвучку можно лишь из библиотеки Facebook. Соблюдение авторских прав на музыку — причина, по которой сервис все еще недоступен в России. Разработчикам пока не удалось договориться с российскими правообладателями.

Но это еще не все сложности с переходом на новые сервисы. Если в TikTok можно создавать видео длиной до 1 минуты, то в Reels и Shorts рекомендованы ролики не более 15 секунд. Не так-то просто уместить в этот отрезок времени что-то осмысленное, например, обучающий ролик — а на TikTok они очень популярны. 

Кому нужны соперники TikTok

Тем не менее в новых сервисах первыми скорее всего будут именно тиктокеры. Для них Reels и Shorts станут возможностью для расширения аудитории. Но освоиться на новых платформах им будет непросто. То, к чему привыкли они, не пересекается с привычками пользователей Instagram и YouTube. Это разные поколения. 

По статистике ядро российской аудитории Instagram составляют пользователи в возрасте от 25 до 45 лет. Основная масса пользователей YouTube находится в этих же возрастных рамках, также сервисом пользуются люди старше 55 лет. Они более критичны в отношении и контента, и качества видео. Им чужда атмосфера исключительного позитива и детских забав. А тиктокеры минимум на 10-12 лет моложе — большинство из них попадает в категории 12-24 и 24-34 года, причем первых заметно больше. Им нравится легкость в создании и распространении видео, некая небрежность в подаче, встроенные инструменты и эффекты, доступность музыкальных композиций. Они любят сообщества, объединения, с удовольствием участвуют в челленджах. К слову, не так давно разразился скандал, связанный с очередным челленджем в TikTok: подростки снимали видео с рассказом о жертвах Холокоста от первого лица. Несмотря на вроде бы благую идею, результат был очень сомнительным — авторов даже обвинили в антисемитизме. А похожий проект, реализованный несколько лет назад в Instagram, наоборот, получил признание. 

Но если пользователи TikTok, несмотря поколенческие различия, все же потенциально смогут привыкнуть к Reels и Shorts при необходимости нарастить свою аудиторию, то действующие инстаграмеры и ютуберы вряд ли вообще станут ими пользоваться. Их не вдохновят возможности обработки видео и разнообразные эффекты в Reels и Shorts. Многие ютуберы, да и пользователи Instagram, привыкли работать с видео на профессиональном уровне и скорее всего не будут готовы «упасть» до встроенных в приложение фильтров. Они инвестировали средства и время в обучение съемкам, постановке света, монтажу, наложению звука. Приучали свою аудиторию к качественному контенту и не кинутся делать короткие видео. 

Поэтому, вероятнее всего, Reels и Shorts станут дополнительным источником трафика для некоторых тиктокеров, но их будет не так много. Возможно, у платформ появится какое-то количество новых пользователей. Но это так же будет довольно небольшая, концентрированная аудитория, которая по какой-то причине выбрала эти платформы вместо TikTok. Пока развитие событий вокруг коротких видео напоминает историю со Stories в Instagram — несмотря на то, что похожая возможность есть во многих соцсетях, они остались популярными только на этой платформе. Так же и с TikTik — его будущее, полагаю, не зависит от тех нововведений, которые реализуют другие платформы. Перепридумать его у них вряд ли получится. 

Смогут ли Instagram и YouTube заработать на Reels и Shorts? Во многом зависит от размера аудитории и от того, насколько востребованным у бизнеса будет продвижение в таких сервисах. 

Клиенты часто приходят в агентства с просьбой «освежить аудиторию». Если бизнес рассматривает сегмент 18-, то агентства, конечно, идут в TikTok. 

На других платформах даже таргетинга на этот сегмент нет — подростков там намного сложнее вычислить. А TikTok — именно их площадка. Вопрос только в платежеспособности этой аудитории. С большой долей вероятности решение о покупке будут принимать родители, поэтому продвигая товары или услуги через TikTok, агентства могут гарантировать только увеличение охвата, повышение узнаваемости в конкретном сегменте и увеличение лояльности в перспективе. Именно поэтому пока немногие решаются зайти на эту площадку. Хотя, на мой взгляд, хорошего эффекта могли бы добиться производители товаров, популярных у подростков. Например, магазин кроссовок с хорошо адаптированным контентом, классными роликами, короткими рассказами о моделях, челленджами с этой обувью. 

Немногочисленные новые пользователи, которые придут на Instagram и YouTube через Reels и Shorts, скорее всего, будут немного старше, чем основное ядро аудитории TikTok. Поэтому с точки зрения рекламы бизнес будет решаться на них проще. Производители косметики, одежды и аксессуаров начали тестировать Reels почти сразу после его запуска. В первые же недели в коротких видео в Instagram были замечены рекламные ролики Maybelline, Louis Vuitton, Sephora, Red Bull и других брендов. Однако историй об успешных кампаниях среди них пока замечено не было. Возможно, дело именно в несформировавшейся пока аудитории.

Источник: Forbes

Обложка статьи: фото Ali Balikci / Anadolu Agency via Getty Images