Как меняется рынок доставки продуктов в текущей ситуации

Сергей Глушков, Старший специалист по интернет-рекламе
6 апреля 2020

С декабря 2019 года ситуация на рынке активно меняется. Появление в конце февраля - начале марта коронавируса в России сильно повлияло на все сферы бизнеса. В стороне не осталась и сфера доставки продуктов: спрос на доставку значительно вырос.

По показателем Wordstat, в 2019 и начале 2020 года пользователи искали “доставку продуктов” в среднем с частотой 25-30 тысяч раз в месяц, а к концу марта 2020 года частота по данному запросу выросла в десять раз: с 16.03.2020 по 22.03.2020 пользователи Яндекса вводили в строку поиска “доставка продуктов287 846 раз!

Также, согласно данным Яндекс.Маркет Аналитики, В 5-10 раз выросли заказы термометров, антисептиков, влажных салфеток, и на 20% выросли заказы в категории детских товаров. 

Увеличение спроса подтверждают и представители крупных продуктовых сетей.

С 9 по 15 марта компания iGooods зафиксировала рост спроса в 3-4 раза в Москве и Санкт-Петербурге.

Количество заказов у главных игроков рынка доставки продуктов значительно выросло продолжает расти. Например, средний чек в онлайн-гипермаркете «Утконос» с 9 по 15 марта вырос на 21% по сравнению с предыдущей неделей, а общее количество заказов — на 56%. В этот период наибольший прирост наблюдался в категории «Консервированные продукты» (+214% к предыдущей неделе) и «Бакалея» (+171%), также тенденция к росту прослеживается и в категории «Детское питание».

И все это неизбежно приводит к изменению условий доставки.

  • Значительно возросло время доставки. Если раньше одним из основных УТП была “доставка в день заказа” или “доставка удобное для вас время”, то сейчас клиент ожидает доставку несколько дней или даже недель.
    Крупнейший в России онлайн-гипермаркет Утконос, предоставляющий услугу доставки продуктов на дом,  разместил на своем сайте информацию о новых сроках выполнения заказа: доставку осуществят в течение 1-2 недель после покупки. Гипермаркет Перекресток тоже изменил время доставки: теперь покупателям придется ждать пять дней после оформления заказа.


  • Выросла минимальная сумма заказа: в среднем на 1000 рублей.

  • Изменилась рекламная политика. Основные игроки рынка отказались от рекламы, так как желающих воспользоваться их услугами слишком много даже без РК на основных площадках.
    Утконос и Перекресток перестали рекламироваться в поисковой выдаче Яндекса и Google, тем самым давая дорогу другим компаниям, предоставляющим подобные услуги. 

  • Изменились основные УТП. С увеличением времени доставки компании стараются продвигать “Закажи и забери”, возможность самовывоза собранного заказа из магазина или доставку в продуктоматы. 

Медийное объявление гипермаркета Spar Online в социальной сети «ВКонтакте».jpgОтказ от рекламы или урезание бюджета не означает, что маркетинговые отделы прекращают работу. Крупные гипермаркеты с ростом спроса вынуждены увеличивать объем работы и набирать новый персонал: например, запускаются рекламные кампании на поиск работников склада, водителей-экспедиторов.

Что же чаще всего заказывают?

Самый большой рост заказов у продуктов с долгим сроком хранения: крупы, макаронные изделия, сахар, соль, консервы и т.д. Также вырос спрос на средства гигиены и дезинфекции: одно из первых мест по заказам занимают антисептики для рук! 

История частоты запроса “консервы доставка на дом” с сервиса анализа показы рекламных объявлений Yandex WordStat на 25.03.2020

При этом рекламные системы строго следят за ценовой политикой своих клиентов. Яндекс.Маркет блокирует товары, по которым есть значительный рост цены в короткий промежуток времени.

В ближайшее время нас ждет увеличение спроса на доставку продуктов или  поддержание его на таком же высоком уровне. Более мелкие компании, предоставляющие услуги по доставке продуктов, смогут забрать часть рынка благодаря уходу из рекламной выдачи поисковых систем крупных клиентов.

В долгосрочной перспективе компании получат огромную аудиторию покупателей, с которой они смогут работать и после окончания кризиса. Люди, ранее не пользовавшиеся услугой доставки, узнают о такой возможности и оценят ее преимущества, и часть из них продолжит пользоваться данной услугой и в будущем. Тех же людей, кто не вернется после окончания кризиса, можно будет возвращать с помощью ретаргетинговых рекламных кампаний. 

Но нужно понимать, что сложившаяся ситуация существенно повлияет на лояльность покупателей - новая аудитория, ранее не пользовавшаяся услугами доставки, столкнется с не самыми лучшими сторонами доставки продуктов:

- увеличенными временем доставки и минимальной суммой заказа;

- нестабильной работой сайта из-за повышенного трафика; 

- неполной комплектовкой заказа или заменой позиций.

И очень важно уделять особое внимание этим вопросам как в период кризиса, так и после его окончания!