Путь любого новичка непрост, особенно в новых профессиях. Digital-маркетинг в России появился недавно. Для многих он остается загадкой, но все больше молодых людей стремится погрузиться в мир цифровой рекламы. Полгода назад я приняла решение познакомиться с этой сферой и стать в ней настоящим профессионалом. В статье я расскажу об особенностях и трудностях пути в Digital-маркетинг.
Первая сложность, с которой я столкнулась во время испытательного срока - это непонимание профессии моими близкими:
— Чем ты занимаешься на работе?
— Я настраиваю интернет-рекламу, чтобы вы быстрее могли найти то, что вам нужно: вывожу на первую строчку поиска предложение искомого товара или услуги.
— Это понятно, а что именно ты делаешь?
Это был самый частый диалог в первые месяцы работы. Многие из моих друзей работают юристами, инженерами, экономистами - их профессии окружающие больше уважают и понимают. Когда же я рассказываю о digital-маркетинге, мои слова редко воспринимают всерьез и считают, что это скорее развлечение, чем профессия. Однако я точно знаю, что занимаюсь магией, которая помогает людям экономить время, а бизнесу - получать невероятный доход только с одного инструмента контекстной рекламы. Как стать волшебником, который творит чудеса в интернете? Ниже я расписала шаги успешного входа в Digital-маркетинг. Это не инструкция с гарантированным результатом, а опыт, который помог мне погрузиться в мир digital и начать свой путь.
Шаг №1. Понять и принять
Первое и самое важное в любом деле: понять, хочу ли я этим заниматься. Понять свою мотивацию и настрой идти в данную сферу. Мне хотелось заниматься инновационной деятельностью в сфере, где постоянно появляются новые инструменты, в сфере, без которой с каждым днем бизнесу становится все сложнее обходиться. Невозможно предусмотреть все подводные камни той или иной специальности, но перед тем, как начать свой путь, стоит почитать о самой профессии, чем конкретно нужно заниматься, отзывы сотрудников и требования работодателей.
Шаг №2. Найти компанию мечты
Лично я начала с этого этапа: меня больше привлекала работа в конкретной компании, чем в сфере деятельности. Я знала, что E-Рromo – это одно из крупнейших digital-агентств в России, в котором растят специалистов с нуля. Меня очень впечатляли рассказы знакомых и отзывы в интернете о прекрасной атмосфере в коллективе, развитии сотрудников, достижении амбициозных результатов. Все то, о чем рассказывали в университете - стратегия компании, ценности, корпоративная культура - оказалось правдой, да еще и в российской компании!
Наверное, это один из самых трудных этапов – найти хорошего работодателя, с которым будет желание работать и расти как профессионал. Ни для кого не секрет, что digital-маркетинг очень быстро развивается, каждый день внедряются новые подходы, инструменты, совершенствуются существующие методы. Поэтому работодатель вынужден быть гибким, оперативно реагировать на инновации, давать возможности для развития своим специалистам, проводить различные обучения, тренинги, организовывать посещения конференций, так как эта сфера идет вперед с невероятной скоростью. Это важный момент, на который, по моему мнению, нужно обращать внимание при выборе места работы.
Шаг №3. Обучение
Здесь два пути: сам или не сам.
Первый вариант подходит для тех, кто умеет себя организовывать, готов разбираться во всем сам, умеет фильтровать информацию, готов к большему количеству ошибок, чем во втором варианте.
У этого пути есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- полностью строишь график сам;
- изучаешь все в своем темпе.
- нужно уметь находить достоверную информацию, так как встречается много псевдоэкспертных статей;
- нет реального человека, который может ответить на возникающие вопросы;
- не все готовы к такому формату.
Второй вариант – обучение со специалистами digital-маркетинга. Данное обучение обычно предоставляет работодатель: оно включает в себя изучение фундаментальных понятий в выбранном виде рекламы, основных инструментов и подходов. Во всех компаниях разная продолжительность стажировок, но обычно это 2-3 недели.
Если говорить о преимуществах и недостатках:
Плюсы:
- тебе дают только проверенную информацию;
- ты работаешь с профессионалом, который готов тебе помочь и ответить на все вопросы;
- учишься на примерах реальных клиентов;
- первым узнаешь о всех новинках, изменениях, которые могут появиться во время обучения.
Мое обучение проходило внутри компании. Я пришла совсем новичком, имея самые базовые знания: какие бывают виды интернет-рекламы, на каких площадках они работают. В течение двух недель каждый день я и мои коллеги-новички ходили на лекции и практики, у нас было расписание, домашние задания, работы над ошибками, как в университете. Весь материал нам давали действующие специалисты. На мой взгляд, это самое эффективное решение для обучения. И сами специалисты оценивают такую систему высоко:
“Такой формат обучения продуктивен не только с точки зрения знаний, но и адаптации новичков. Благодаря тому, что лекции ведут разные специалисты, новенькие могут познакомиться с коллективом. Также мы можем показать им рекламные кабинеты клиентов, реальные кейсы, что дает им большее понимание,” - мнение одного из преподавателей моего обучения.
Шаг №4. Начало работы
Обучение пройдено, время приступать к задачам: создавать рекламные кампании и следить, чтобы они работали максимально плодотворно. Первые 2,5 месяца я
-
знакомилась с клиентами, тонкостями ведения их РК;
-
создавала рекламные кампании;
-
анонсировала акции;
-
проводила аудиты аккаунтов.
Я была в восторге от работы: меня пускают к настоящим клиентам, доверяют серьезные задачи. Это то, чего я очень ждала после лекций, практик и домашних заданий - попробовать все, чему мы учились, по-настоящему, в работе с реальными клиентами.
Шаг №5 Связь с зоной комфорта потеряна.
На этом шаге происходят встречи с первыми ошибками, пробелами в знаниях, непониманием принципа работы. Здесь главное не сдаться Благодаря таким неприятным моментам и случается волшебный рост в компетентного специалиста, который понимает, как все работает, как решать возникающие проблемы и не допускать ошибок.
До этого этапа я дошла очень быстро, примерно через две недели. Все оказалось гораздо сложнее, чем мне представлялось, почти ничего не получалось хорошо с первого и даже со второго раза. Было желание скорее все бросить и заниматься чем-то другим: тем, что проще или менее ответственно.
Сегодня я понимаю, что ошибки помогли мне лучше понять все взаимосвязи между инструментами рекламы. Я придумала свои лайфхаки, которыми пользуюсь и сейчас для экономии времени. Мне очень не хотелось допускать ошибок, но иначе не получалось: когда ребенок учится ходить, он постоянно падает. Благодаря таким падениям и мы растем как профессионалы.
На этом шаге мне очень помогали коллеги. Я попала в дружный отдел, в котором все друг друга поддерживают. Кроме общения, в отделах постоянно проводятся корпоративные мероприятия, мастер-классы, которые организовывают сами сотрудники, различный совместный досуг, что очень сплачивает. Я нашла друзей среди своих коллег. Благодаря этому работа казалась не такой сложной, так как всегда были рядом те, кто готов помочь.
Шаг №6. Рост, развитие, радуга
На данном шаге появляются первые результаты, доверие клиентов и превращение зоны стресса в зону комфорта.
Мой испытательный срок закончился 3 месяца назад, но я так и не могу сказать, что полностью пришла к этому этапу, так как не могу сказать, что знакома с digital от и до. Но чем больше я узнаю, тем больше появляется интересных задач, целей и положительных результатов.
Digital-маркетинг – это удивительная сфера, которая не стоит на месте и в которой каждый день появляется что-то новое. Но не стоит забывать, что любой новый путь, сопряженный с ответственностью и обучением, всегда тернист и непрост. Чтобы достичь результатов в этой сфере, нужно запастись терпением и желанием стать хорошим специалистом.
Оглядываясь назад, я задаю себе вопрос: зная обо всех трудностях, решилась бы я пройти этот путь вновь? Вспоминая, с какими клиентами я работаю, каких результатов достигаю со своей командой, как я выросла за эти полгода не только как специалист, но и как личность, ответа долго ждать не приходится: «Однозначно да», потому что digital и E-Рromo – это большая любовь.