Как составить резюме: лайфхаки от HR-специалиста

Юлия Круглова, Менеджер по персоналу
1 июня 2020

В ситуации, когда за работу мечты приходится конкурировать с другими кандидатами, качество составленного вами резюме выходит на первый план.  

Каждая строчка должна приводить работодателя к мысли: “Зовем! Берем! Скорее!”. Прежде, чем отправлять CV работодателю или загрузить его на сайт для поиска работы, пробегитесь по этому чек-листу:

1) Укажите актуальные контактные данные

Казалось бы, кому нужны советы, как правильно указывать ФИО, возраст и контакты. Однако, у нас бывали случаи, когда у кандидата данные для связи в резюме были неактуальны или отсутствовали вовсе.

Обратите внимание на то, какую почту вы указываете. Почтовый ящик, который вы заводили в 6 классе или в шутливом настроении (anigmaxxx@..., ya_pirog@..., @seksykiska@...), наверняка, запомнится HR-специалисту, но может произвести неоднозначное впечатление :)

2) Желаемая должность

Четко укажите позицию, на которую претендуете. Так работодателям будет проще понять, будет ли вам потенциально интересна их вакансия. 

Самые частые ошибки:

  • “Специалист / Менеджер / Работник / Сотрудник”

Такая формулировка ровным счетом ничего не говорит о вашей специализации. Вряд ли работодатели будут тратить свое время, чтобы подобрать вам подходящие предложения. Напишите, в чем именно вы сильны. К примеру, “Специалист по контекстной рекламе” или “Менеджер по работе с клиентами”.

  • “Любая работа”. Совсем любая? :) Да, такие формулировки мы тоже встречали.

  • “Специалист по тендерам/ мастер по маникюру”

В резюме лучше обозначить только одну должность. В случае, если хочется рассмотреть кардинально разные направления — создайте по одному резюме на профиль и опишите в каждом только релевантные опыт и навыки.

  • “Корпоративный архитектор по автоматизации в области качества и надежности”'

Такая формулировка может сбить с толку. Изучите существующие вакансии по вашему профилю и выберите наиболее популярное и подходящее по сути название. К примеру, можно написать “Инженер по автоматизации” и в профессиональных интересах уточнить специализацию.

3) Укажите желаемый уровень заработной платы

Вам же не хочется отбиваться от предложений, которые не интересны по уровню дохода? Не забудьте объективно оценить свой опыт и изучить условия рынка.

4) Опишите свой опыт работы и достижения

Это главный блок, на который смотрят работодатели.

Разберем несколько типичных ошибок при описании профессионального опыта:

  • Обязанности скопированы из трудового договора или должностной инструкции.

Оставьте в резюме только важные пункты: опишите понятно и доступно ваши сильные стороны, основные навыки и задачи, в которых вы экспертны, и хотели бы выполнять и дальше. 

  • “Планирование, работа в программах, отчетность”. 

Да, в предыдущем пункте мы советуем писать кратко, но не в ущерб ясности: информация должна емко, но понятно описывать ваш опыт.
К примеру: “Медиапланирование; настройка и ведение рекламных кампаний в Яндекс.Директ и Google Ads; ежемесячная отчетность по текущим рекламным активностям клиентов”.

  • “Нет профильного опыта”. 

Даже если так, это блок лучше не оставлять пустым. Если вы  —  выпускник без опыта работы, расскажите о прохождении практик и проектах с вашим участием, опишите ваши навыки и soft-скиллы.
Если вы решили кардинально сменить сферу — подумайте, что из предыдущего функционала вам будет полезно в новой роли и какой багаж знаний вы возьмете с собой. 

  •  “Участвовал в совершенствовании работы отдела, содействовал оптимизации рабочего процесса, занимался взаимодействием с клиентами”. 

В таких формулировках очень просто захлебнуться :) Но, к счастью, к резюме, в отличие от дипломной работы, требования обратные: краткость и точность. Используйте существительные или глаголы совершенного вида, приводите конкретные цифры и факты.
К примеру, “оптимизировал рабочий процесс, сократив затраченное время сотрудников на 15 %” или “вел одновременно 3-4 рекламные кампании с бюджетом от 500 000 до 5 000 000 руб.” 

5) Не забудьте написать об образовании и знании иностранных языков

Расскажите об основном образовании, не забудьте указать профильные образовательные курсы и тренинги, соответствующие желаемой должности.
Указывайте только те языки, которые знаете хорошо, и уточните уровень владения. Будет неловко, если на интервью с вами заговорят по-французски, а все, чем вы можете блеснуть в ответ — фраза “Je ne mange pas six jours” из знаменитого романа “Двенадцать стульев”, которая в переводе означает “я не ем шесть дней”.

6) Уделите внимание разделу “О себе”

Расскажите работодателю о ваших личных качествах и сильных сторонах.

“Коммуникабельный, стрессоустойчивый, целеустремленный, внимательный, обучаемый, пунктуальный”. Это наше “любимое” :)
Постарайтесь избегать шаблонных фраз. Коротко опишите, как пришли к профессии, что получается лучше всего, чего ожидаете от следующих проектов.
Можете указать свои хобби. Как вариант, вы ведете блог о путешествиях, с легкостью пробегаете марафоны или являетесь волонтером благотворительного фонда.Это поможет работодателю сложить целостную картину о вас, как о будущем сотруднике. К примеру, люди с серьезными спортивными достижениями, как правило, отличаются стрессоустойчивостью и системностью мышления, нацелены на результат. 

В то же время, более личную информацию, например, о вашей любви к котикам или “Игре Престолов”, лучше оставить на потом.

7) Приложите портфолио и кейсы  

Этот пункт особенно важен, если ваши работы можно представить наглядно (специалисты по интернет-рекламе, дизайнеры, сотрудники IT-сферы и т.д.).

8) Выделите ключевые навыки

Именно по ним и по программам, которыми вы владеете, вас смогут найти работодатели на поисковых сайтах.

Не стоит писать: “Опытный пользователь ПК, уверенно владею Microsoft Office”. Это навык, которым сегодня каждый кандидат обладает “по умолчанию”. 

Добавьте конкретики: если в работе вы часто пользуетесь Excel, укажите конкретные функции (ВПР, сводные таблицы, макросы и пр.)

Как правильно: “Работаю в системах Яндекс.Директ, Google Ads, Директ Коммандер”.

9) Сделайте качественное фото

Грамотно подобранная фотография профиля поможет сделать знакомство с вами чуть приятнее.

Не используйте:

  • фото с большой компанией или с животными;

  • фото с бурной вечеринки;

  • картинки из интернета с котятами, цветочками, смешным мемом;

  • фото с пляжа (если вы не претендуете на должность спасателя на воде).

Выберите индивидуальное фото в деловой обстановке, где вас хорошо видно.

Помните: лучше не приложить фото вовсе, чем смазать впечатление от резюме плохим снимком.

10) Проверьте резюме перед публикацией несколько раз

Порядок в резюме — порядок в голове. Грамотно написанный и структурированный текст создает впечатление о кандидате как о системном и аккуратном человеке. Ошибки зачастую бросаются в глаза и скорее скажут о вашей невнимательности или безответственности.
Используйте абзацы, подзаголовки, списки при оформлении текстов.  

  • Для проверки грамматических ошибок и пунктуации можно воспользоваться специальными онлайн-приложениями:  

http://online.orfo.ru/

https://advego.com/text/

https://languagetool.org/ru/

https://text.ru/spelling

  • Уделите внимание единству стиля: одинаковые шрифт, его кегль и цвет, оформление абзацев, интервалы между строками и пр.


Учли все пункты? В ваших руках счастливый билет на пути к офферу!