Один день из жизни специалиста по контекстной рекламе

Александр Плужников, специалист по интернет-рекламе
3 ноября 2020

Меня зовут Саша Плужников, я работаю специалистом по интернет-рекламе в агентстве E-Promo. Сегодня я расскажу о том, как проходит рабочий день специалиста по контекстной рекламе. Примеры будут личные, поэтому если ваш опыт другой — делитесь им в комментариях: почитаем и обсудим.


Как я пришел в digital

Я начал работать в digital в 2012 году: устроился маркетологом в частную компанию. Я был не просто специалистом по контексту, а именно маркетологом: выстраивал воронку продаж, отслеживал ее работу и полный сбор статистики на каждом этапе. Контекст был одним из направлений моей работы.

После этого я устроился в агентство в Санкт-Петербурге, где начал работать только с контекстной рекламой. Там же я стал делиться опытом с коллегами: писал статьи, записывал видео, проводил обучающие лекции по контекстной рекламе.

Сейчас я работаю в агентстве E-Рromo, где продолжаю накапливать полезные знания и делиться ими с коллегами.


Чем я занимаюсь

В мои обязанности входит забота о рекламных кампаниях клиентов в контексте. Проектов у одного специалиста может быть несколько, и каждому надо уделить достаточное внимание, чтобы выполнить KPI и достигнуть поставленных целей.

Все задачи можно разделить на три блока:

  1. Запуск клиента. Это первый большой этап в работе с новым проектом. Сначала я определяю, какие продукты или услуги рекламируем, выделяю УТП, нахожу посадочные страницы для рекламы. Затем я собираю семантику, группирую ключевые фразы и пишу рекламные объявления. Когда все готово — загружаю кампании в рекламные кабинеты и проверяю, прошли ли они модерацию.

  2. Плановая оптимизация. Эти процессы часто называют ведением клиента. Чтобы повысить эффективность рекламы, я определяю и минусую нецелевые поисковые запросы, отключаю неэффективные площадки, корректирую ставки по ключевым фразам, демографии, географии и устройствам.

  3. Общие задачи. К ним относятся плановая отчетность (за день, неделю, месяц), созвоны и встречи, тестирование новых инструментов и отчеты по итогам квартала, полугодия и года.


Как выглядит мой рабочий день

Рабочий день начинается в 10:00. Сначала я участвую в ежедневной планерке с коллегами. На ней мы делимся результатами предыдущего рабочего дня и планами на текущий. Также коллеги могут попросить помощи, если у них большая загрузка по задачам, либо помочь тебе, если возникли трудности.

После планерки мы приступаем к работе:

  • Плановая оптимизация (2–4 часа). В любой рекламной кампании есть что поправить: поменять ставки, почистить площадки, скорректировать ставки по аудиториям. Для некоторых клиентов нужно сделать отчет по результатам работы: они бывают ежедневные, еженедельные или же ежемесячные.

  • Расчет медиапланов (2+ часа). В течение дня может поступить запрос на расчет медиаплана по новому клиенту. В этом случае я смотрю статистику по предыдущим размещениям, оцениваю текущий спрос по товарам или услугам клиента и формирую прогноз: что получит клиент на выходе, вложив определенную сумму в контекстную рекламу.

  • Запуск новых кампаний (1+ час). Задачи по созданию новых кампаний я получаю заранее, поэтому могу декомпозировать их и включить в график заблаговременно.

  • Созвоны с клиентами (1 час). Их наличие зависит от специфики и формата работы клиентов. Одним достаточно общения с аккаунт-менеджером, другие готовы разбираться в рекламных кампаниях глубже, и им требуются комментарии специалиста. Таких созвонов у меня примерно 2–4 в неделю. Мне это, к слову, помогает углубиться в особенности бизнеса и лучше понять ожидания клиента от размещения и специалиста в частности.

  • Наставничество (1–2 часа). В распорядке дня у меня всегда есть время, которое я посвящаю новеньким. Мы разбираем непонятные в работе моменты, знакомимся с процессами внутри компании, работаем над индивидуальным планом развития.

  • Развитие клиентов, новые кампании, эксперименты (2–3 часа). Я стараюсь следить за новыми рекламными инструментами, тестировать их или подключать новые направления у текущих клиентов.


Какие навыки помогают в рабочем процессе

Здесь я не стану затрагивать навыки, которые напрямую относятся к профессии — знания рекламных систем Яндекс.Директ и Google Ads. Я хочу рассказать о навыках, которые дадут большой плюс в профессиональном росте. Я разделю их на две категории — hard skills и soft skills.

Под hard skills будем иметь в виду профессиональные навыки, которым можно научиться и которые можно измерить, например, с помощью тестовых заданий. Soft — навыки, которые трудно измерить тестовыми заданиями, они связаны с характером и личным опытом. Часто такие навыки называют «личными качествами».


Hard Skills

Excel и Google Sheets. Владение основными формулами помогут строить отчеты и объединять данные нескольких систем в одной таблице, а также быстро создавать файлы с заготовками кампаний для дальнейшей их загрузки в рекламные кабинеты.

Системы аналитики — Google Analytics, Яндекс.Метрика. Специалисту нужно понимать, какие данные он видит в отчетах, откуда они появились и как получить нужный срез по посетителям сайта.

Google Tag Manager. Настройка простой цели на отправку формы через GTM сэкономит несколько часов, а порой и дней работы специалиста и его нервы.

Классический маркетинг: что такое воронка продаж, основы конкурентного анализа, анализа рынка, как рассчитывается ROI, ДРР и чем CPL отличается от CPO. Эти знания помогут понять задачи клиента и роль каналов digital в их выполнении.


Soft Skills

Работа в команде. Вы не одни. Даже если вы работаете как фрилансер, вашей командой будет маркетинговый отдел со стороны клиента. Умение согласовывать свои действия и распределять часть задач между всей командой ускорит вашу работу.

Коммуникабельность. Клиенты хотят знать, что происходит с их деньгами и чего можно ожидать от вложений. Договоритесь о контрольных созвонах раз в неделю. Этого более чем достаточно.

Креативность. У контекстной рекламы есть две основные задачи: найти потенциального клиента и привлечь его. Креативность нужна как раз для решения второй задачи. В контексте слишком много однообразных текстов и предложений: «скидки», «бесплатно», «дешево» и прочее. Нужно придумывать что-то оригинальное, тестировать разные варианты объявлений с различными цепляющими «фишками».

Логическое мышление и аналитические способности. После создания рекламной кампании наступает этап ее постоянного улучшения и оптимизации. Умение анализировать полученные данные, выявлять точки роста — важный навык любого специалиста.

 

Какие сложности возникают в работе

Самое трудное, на мой взгляд, избежать выгорания и восстановиться после него. Оно точно будет. Это как с ошибками: единственный способ их не совершить — ничего не делать. Поэтому стоит принять это явление как один из этапов, который нужно пройти.

Мне помог нормальный режим сна и спорт. Момент моего «пика» выпал на период перевода на удаленный режим работы из-за коронавируса. Я перестал разделять работу и отдых и начал трудиться до двух ночи, порой до утра.

Спортзалы не работали, и было тяжело найти замену привычным занятиям. Мне подошел бег. Подбил заниматься этим видом спорта меня коллега, который однажды предложил пробежать 10 км в составе команды. Мы согласились, но восприняли это предложение несерьезно. На самоизоляции я вспомнил о забеге и подумал, что надо подготовиться.

Первый месяц было тяжело и не очевидно, что это помогает. Но в итоге сработало. В августе я успешно пробежал свои первые 10 км с результатом 1:16:54. Поэтому я рекомендую найти свой вид физической активности — это поможет компенсировать стресс и избежать эмоциональной перегрузки на работе.


Советы начинающему специалисту

Я бы дал новичку четыре главных рекомендации:

  1. Постоянно актуализируйте свои знания. Digital меняется, и правила в нашей профессии тоже: то, что было невозможно вчера, станет возможным сегодня.

  2. Изучите основы маркетинга. Если не знаете с чего начать — прочтите «Основы маркетинга» Филипа Котлера. Книга довольно старая, но она поможет понять, как устроен маркетинг.

  3. Научитесь исправлять ошибки, а не паниковать при их появлении. Вашему клиенту или старшему коллеге нужны не причины их возникновения, а варианты решения. Сосредоточьтесь на них.

  4. Планируйте рабочий день. Бывает сложно вспомнить о той или иной задаче, какой бы срочной она ни была. Иногда это просто вылетает из головы. Не надейтесь на случай, ведите план дня.


Источник: ppc.world