Провожаем эпоху тИЦ, встречаем ИКС

Евгений Данилов, SEO-специалист
27 августа 2018

22 августа в блоге Яндекса для вебмастеров появилась новость о том, что компания Яндекс заменит тИЦ (тематический индекс цитирования) на новый качественный показатель — ИКС (индекс качества сайта). Эта новость вызвала заметное оживление в русскоязычном SEO-сообществе, разделив его на два лагеря: одни видят перспективы у нового параметра, другие же утверждают, что один бесполезный параметр был заменен другим бесполезным. Но оба лагеря сходятся в одном: тИЦ давно должен был уйти на покой.

Есть ли будущее у ИКС? К чему нужно готовиться SEO-специалистам и владельцам бизнеса? Попробуем разобраться.

«тИЦегенез», или Из тИЦа – в ИКС за 19 лет


В далеком 1999 году, когда еще не было айфонов, а «аська» была самым прогрессивным способом коммуникации, компания Яндекс запустила тИЦ – качественный показатель для ранжирования сайтов, находящихся в Яндекс.Каталоге. Величина этого параметра зависела от количества (а в дальнейшем и качества) ссылок, ведущих на сайт. Именно тИЦ определял позицию сайта в каталоге.

Постепенно тИЦ оброс множеством слухов и в безграничной фантазии SEO-специалистов (тогда еще  – «вебмастеров») этот показатель стал также влиять и на ранжирование сайта в поисковой выдаче. Даже в 2018 году находятся энтузиасты, которые все еще надеются, что тИЦ все-таки влияет на поисковую выдачу, а Яндекс скрывает:

Со временем тИЦ превратился в настоящий культ. Сеошники ждали каждого апдейта, спорили, писали статьи, вопрос “Как увеличить тИЦ?” практически стал главным вопросом жизни, вселенной и вообще в SEO. В 2003 году для Яндекса это стало настоящей проблемой, поскольку предприимчивые сеошники уже не ограничивались обменом ссылок, а стали заниматься их куплей-продажей. тИЦ рос, а выдача становилась все хуже. Яндекс научился определять «накрученный» тИЦ и еще долго убеждал вебмастеров, что главное не ссылки, а удобство для пользователя. Но сеошники массово не хотели работать над сайтом, а хотели в ТОП-10. Это привело к многочисленным санкциям, усложнением алгоритмов и снижению влияния ссылок как фактор ранжирования сайтов (и это хорошо!)

Каких-то 6-8 лет назад вопрос индекса цитирования был очень важным и все клиенты задавали вопрос «А почему у конкурента тИЦ 2500, а у нас только 1500? Вы плохо работаете!». Сейчас и клиенты, и SEO-специалисты «выросли» и подобный вопрос вызвал бы только ироничную улыбку. А с закрытием в 2017 году Яндекс каталога, полностью потерял смысл.

За 19 лет индекс цитирования из культового параметра превратился в бесполезную цифру. Подобно «тИЦегенезу», в агрессивной окружающей среде тИЦ не прошел «естественный отбор», но смог эволюционировать в новый параметр определения качества «ИКС». Станет ли ИКС «тупиковой ветвью» или снова эволюционирует во что-то новое – покажет только время. Дарвин бы одобрил.


Мой ИКС больше твоего

Из сообщения Яндекса мы уже знаем, что ИКС будет иметь количественные данные подобно тИЦу, т.е. 10, 20, 50, 100, 1500 и т.д. А это значит, что можно снова мериться, у кого ИКС больше, но смысла в этом нет: какая разница владельцу бизнеса, какой ИКС у его сайта, если параметр растет, а клиентов нет? Желание сеошников обрести наконец хоть какой-то измеримый показатель качества работ очень понятно, жаль, ИКС на эту роль не подходит, как не подходил и тИц.

Зачем же в конечном итоге нужен ИКС? Скорее всего, Яндекс будет применять этот параметр для бета-тестов, как это уже было с индексом цитирования (бета-тест с «Оригинальными текстами», «Яндекс.Островами» и т.д.). ИКС может стать некоторым дополнительным ориентиром для понимания качества сайта в целом, но использовать его как аргумент качества продвижения не стоит: оценивать качество сайта и его продвижение нужно комплексно, не гонясь за накруткой отдельных параметров.

Как подготовиться к ИКСу?

Простой алгоритм работы для подготовки к ИКСу:

  • Если по каким-то фантастическим причинам у вас до сих пор не собирается статистика в Яндекс.Метрике, то самое время ее установить и настроить. Это  - главный инструмент определения качества сайта Яндексом.

  • Обратите внимание на брендовые запросы. Продвижение бренда в целом (даже офлайн) становится важным фактором.

  • Обязательно добавьте сайт в Яндекс.Справочник.

  • Работайте с поведенческими факторами.

  • Проведите технический аудит.

  • Приведите в порядок страницу с контактными данными.

  • Подключите RSS ленту сайта к Яндекс.Дзену.

Вместо заключения

Не хотелось бы казаться Платоном Щукиным, но лучше тут не скажешь: развивайте ваш сайт и не гонитесь за цифрами. Нет и не будет «волшебного» показателя качества. ИКС лишь один из многих показателей сайта, который стоит принимать во внимание, но не нужно делать его ключевым.