Партнерская программа: плюсы и минусы для участников

Мария Сорокина
10 января 2014

ВВЕДЕНИЕ (1 ур.)

Тенденция на рынке интернет-рекламы в России прослеживается очень четко — рекламодатели больше не хотят работать за показы, клики, CTR. Всем нужен только результат, приносящий прибыль. Спрос рождает предложение, поэтому на рынке продолжают появляться партнерские программы, позволяющие работать за действия: по моделям CPA (cost per action – цена за действие на сайте), CPO (cost per order – цена за заказ, подходит для интернет-магазинов), CPS (cost per sale – цена за продажу). На сегодняшний день существует уже более 20 крупных партнерских сетей, сотрудничающих с различными базами веб-мастеров, например Admitad.com, Myragon.ru, Actionpay.ru и др. Кроме них, есть партнерские программы отдельных компаний, например Partners.sapato.ru, системы продажи лидов без брендинга и другие способы лидогенерации.

Партнерская программа (affiliate program, partner program) — это форма делового сотрудничества между компанией-продавцом и партнерами, при которой партнеры привлекают пользователей на сайт продавца и получают бонусы в виде процента или фиксированной суммы за какое-то оговоренное целевое действие, например за посещение определенных страниц, заполнение формы, покупку товара. Лидами в партнерских программах могут являться клики (если речь идет о портале), регистрации, заявки, заказы, продажи, процент от продаж. Клиент может выбрать любой вариант работы с партнерской программой, который будет ему выгоден.

Конечно, не каждый бизнес может работать по схеме оплаты за лид. О том, каким компаниям подходит лидогенерация, можно подробно узнать в статье «Лидогенерация: а какой вид лида подходит вам?». Основными направлениями в лидогенерации на данный момент являются e-commerce (оплата рекламы за заказы/продажи), финансовый сектор (оплата за заявки/выдачу кредитов кредитных карт и др), сфера образования, (заявки на курсы иностранных языков/MBA) онлайн-игры и развлечения. Все больше компаний пробуют работать по модели лидогенерации и останавливаются на ней.

В чем же отличие партнерских программ от обычной интернет-рекламы, и как с ними работать?

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПАРТНЕРСКОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ (1 ур.)

Рассмотрим особенности и механизмы взаимодействия партнерских программ со стороны рекламодателя. Выгоды партнерской программы для рекламодателя представлены ниже.

  • Рекламодатель имеет определенную цель — получить клиентов. В партнерской программе работа осуществляется за лиды или даже за объем продаж, а не за трафик. В процессе работы можно корректировать условия, менять рекламную стратегию, анализировать и тестировать разные ее варианты, управлять качеством лидов.
  • При эффективной рекламной кампании возможно автоматически управлять объемами поступающих лидов и получать столько лидов, сколько организация в силах обработать.
  • Несмотря на то что узнать, с какой конкретной площадки идут лиды, нельзя, существует возможность запрещать нежелательных партнеров (площадки) по их идентификатору, который доступен в отчетах партнерской сети. Также можно запрещать или разрешать использование видов трафика, например, если вы считаете, что это принесет вред имиджу компании или позициям в поисковой выдаче.
  • К партнерской программе обращаются при желании получить значительное увеличение объемов трафика и лидов. Благодаря веб-мастерам в Интернете появляются различные рекламные материалы о компании-клиенте: баннеры, статьи, e-mail-рассылки и др. Кроме генерирования лидов, эти рекламные материалы формируют имидж компании-рекламодателя, она становится узнаваемой за счет большего охвата аудитории.
  • Всегда можно попробовать работать с одной программой, а потом при положительном результате подключать другие, менять условия, оптимизировать стратегию. Если одна партнерская программа откажется работать с вами, то всегда есть возможность запустить проект с другой. Партнерских сетей очень много, и у всех разные инструменты, возможности, направления и условия работы, а это значит, что у рекламодателя есть выбор. К тому же сфера партнерского маркетинга развивается очень быстрыми темпами.
  • Благодаря всему перечисленному партнерская программа сокращает риски потратить рекламный бюджет впустую и облегчает работу по продвижению в Интернете. Рекламодатель может не вникать в тонкости интернет-маркетинга, а просто получать новых клиентов.
    Однако работа с партнерскими программами для рекламодателя имеет и свои трудности.
  • Партнерскую программу сложно создать. В каждой партнерской сети своя схема работы, нужно разбираться с ее условиями, обсуждать рекламную стратегию, договариваться, подготавливать рекламные материалы, устанавливать на своем сайте проверочные пиксели – программный код, отслеживающий действия пользователя на сайте, и формы xml-отчетов для подсчета лидов. Процесс запуска программы может затянуться на пару недель, но если вы однажды ее создали, то работа со следующей партнерской сетью начнется намного быстрее.
  • Качество лидов трудно отслеживать. Нужна соответствующая система учета, например CRM, чтобы было видно, откуда пришел лид, от какого партнера и какой у него статус. Это необходимо для анализа качества трафика от определенных веб-мастеров и работы с ними.
  • Веб-мастеров, которые генерируют качественные лиды, необходимо поощрять за работу различными бонусами.
  • Запуск программы не всегда осуществляется быстро, такая ситуация скорее исключение. Создание рекламной кампании — это первый шаг к получению лидов. Затем следует предложение веб-мастерам. Запуск рекламной кампании (обычно между агентством и клиентом идет рекламная кампания, а ее название между агентством и веб-мастером - оффер) и подключение веб-мастеров в зависимости от привлекательности оффера может длиться очень долго. Приостановка кампании по требованию клиента возможна не менее чем через день, но веб-мастера могут отреагировать на приостановку оффера не сразу и убирать материалы в течение длительного периода времени.) Партнерские сети научились не терять трафик и перенаправлять его на другие работающие офферы.
  • Существует опасность обмана со стороны партнеров. Нужно заранее предположить, какие махинации партнеры могут совершить, чтобы заработать деньги быстро и легко. Чтобы обезопасить свою партнерскую программу от такого рода действий, нужно четко продумать стратегию работы, отключить нежелательные виды трафика, скорректировать форму заявки, добавить различные способы валидации и др.
  • Партнерских программ много, поэтому зачастую сложно выбрать, в какой из них программе работать; кроме того, трудно следить за качеством и количеством лидов.
  • При создании и проработке условий партнерской программы необходимо помнить, что вы конкурируете не только с офферами своей тематики, но и с остальными. Веб-мастера часто работают сразу с несколькими темами и любят экспериментировать. Необходимо также следить за изменениями активности веб-мастеров и понимать, с чем связаны ее спад и рост.
  • Лишь единицы партнерских сетей проверяют лиды на качественность, поэтому при больших объемах работа с партнерской программой трудозатратна для рекламодателя. Качество лидов может быть низким, а для его проверки менеджерам придется проверять каждую заявку вручную.
  • В России отсутствуют региональные партнерские сети. В основном все партнерские программы нацелены на федеральный охват и не включают в себя высокопосещаемые региональные ресурсы.
  • Если у вас новый бизнес или компания, которая еще не рекламировалась через партнерские сети, то высока вероятность того, что раскрутка партнерской программы займет много времени. Наберитесь терпения и доверьтесь профессионалам. Если же вокруг вашего оффера со стороны партнерской сети нет активности в течение трех-четырех месяцев, значит, партнеры решили, что оффер малоперспективен.

Не последний вопрос для рекламодателя: брать ли в штат отдельного сотрудника на работу с партнерскими сетями или доверить это обычному интернет-маркетологу? Ответ прост: если у вас сложный продукт (например, ваш бизнес — это интернет-магазин с большим числом позиций) и его продвижение требует разработки множества рекламных материалов, тестирования разных посадочных страниц и т.д., то штатный маркетолог физически не справится с объемом работы, а партнерская сеть не сможет вам помочь, т.к. никто, кроме представителей интернет-магазина, не знает вашу целевую аудиторию и маркетинговую стратегию продвижения. Если же ваш продукт достаточно прост и понятен, то отдельный специалист на взаимодействие с партнерской сетью не нужен.

Если посмотреть на процесс создания рекламной кампании в партнерской сети, то выглядит он очень просто. Алгоритм таков: составление медиаплана — размещение рекламы — отслеживание эффективности и результатов — выбор новой стратегии.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПАРТНЕРСКОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ СЕТИ (1 ур.)

Для партнерской сети работа в рамках партнерской программы также имеет свои плюсы и минусы. Выгоды для сети перечислены ниже.

  • Партнерская сеть — это посредник между рекламодателем и вебмастером. Ее работа как таковая заключается в соединении клиента и поставщиков трафика (лидов). Партнерская сеть закупает лиды и продает их. Таким образом, она минимизирует свои риски по покупке трафика.
  • Идеальные клиенты готовы на увеличение объемов лидов при сохранении или улучшении их качества.
  • За партнерскими сетями развитие рынка интернет-маркетинга. Разработка новых инструментов, тестирование идей, работа с большим объемом трафика и с различными сайтами позволяет партнерской сети развивать интернет-маркетинг с огромной скоростью и быстро реагировать на изменения рынка. Команда партнерской сети находится внутри системы с огромными возможностями и работает над повышением эффективности деятельности.
    Однако партнерские сети также сталкиваются с рядом трудностей.
  • Партнерские сети находятся в жесткой конкуренции друг с другом за веб-мастеров и готовы применять различные мотивационные инструменты для их переманивания и удержания. Это мешает рекламодателю отслеживать работу веб-мастеров, т.к. они кочуют из одной сети в другую.
  • Нередко возникает проблема определения того, кто именно привел клиента, если рекламодатель работает сразу с несколькими партнерскими сетями. Она решается подключением функции last cookie win, но многие участники рынка не согласны с таким решением и требует разделения дохода между всеми источниками трафика, приведшими целевого пользователя.
  • Резкое изменение настроений и планов клиента разрушает длительную работу. Клиент может быстро изменить свою стратегию, и все, что было наработано за долгое время, станет ненужным.
  • Сайтом клиента управлять невозможно, но партнерская сеть должна ежедневно контролировать конверсию на сайте клиента и объем трафика, чтобы не потерять доход — свой и веб-мастеров. При этом на партнерской сети лежит ответственность за эффективную работу сайтов клиентов.
  • Сетям приходится отслеживать источники трафика от веб-мастеров. Последние зачастую работают недобросовестно, поэтому задача партнерской сети — знать, отслеживать все возможные махинации и предотвращать их.
  • Постоянной проблемой является увеличение числа лидов, расширение сети и поиск веб-мастеров. Главная «головная боль» партнерской сети — вопрос о том, где взять больше лидов. Несмотря на то что объемы трафика в Интернете растут, с каждым годом получить этот трафик по низкой цене все сложнее.
  • Из-за несвоевременных выплат клиентов сетям приходится оплачивать работу веб-мастеров за свой счет. Партнерской сети ни при каких обстоятельствах не рекомендуется изменять сроки осуществления выплат, т.к. это сильно снижает уровень доверия и мотивацию веб-мастеров, поэтому зачастую партнерские сети кредитуют своих клиентов.
  • Интеграция с CRM-системой клиента, несвоевременное получение отчетов и невозможность отследить эффективность работы веб-мастеров также затрудняют работу сети. Когда клиент с опозданием на месяц сообщает о том, что веб-мастера недобросовестны, изменить стратегию достаточно сложно, т.к. ресурсы уже потрачены. Любая партнерская сеть будет рада своевременному сообщению о некачественном трафике.

ПАРТНЕРСКАЯ СЕТЬ И ВЕБ-МАСТЕР (1 ур.)

Веб-мастер находится в самой сложной ситуации. Кроме того, что он должен покупать трафик за свой счет и думать над эффективностью выбора целевой аудитории, он не знает наверняка, сколько заработает в итоге. Цикл получения отдачи от его работы может достигать 60 дней. Веб-мастеру необходима поддержка и помощь со стороны партнерской сети. Мотиватором для работы могут стать гарантия 100%-ного принятия лидов, своевременные выплаты или дополнительные бонусы, эксклюзивные офферы и эффективные инструменты рекламы. Тем не менее все больше веб-мастеров выбирают лидогенерацию для монетизации своего трафика. В рамках лидогенерации веб-мастер может выбирать, с кем из рекламодателей он хочет работать и что больше подходит для него. Он может работать с разнообразными видами трафика и использовать различные рекламные материалы, а не только размещение блока контекстной рекламы на своем сайте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ур.)

Мы рассмотрели особенности партнерского маркетинга для всех участников работы в рамках партнерской сети. Несмотря на все трудности, которые стоят перед каждым из них, лидогенерация набирает обороты и развивается во всех направлениях. Появляются новые виды бизнеса, новые источники трафика и новые способы получения лидов, расширяется интеграция с клиентскими CRM-системами и усложняются рекламируемые продукты. Это значит, что у партнерских сетей большое будущее.