Проверьте Ваш сайт!

Ирина Шашкина, Генеральный директор агентства E-Promo
27 февраля 2010

О священное слово ТЕСТ!

А Вам тестировали сайт при его создании?
А проводили аудит Ваших рекламных кампаний?
А Вы проверяли, насколько эффективна ваша seo-оптимизация?
А Ваш сайт вообще может продавать лучше?

Для любого руководителя или заказчика каждый раз, когда он чем или кем-нибудь руководит, или что-нибудь кому-нибудь заказывает, ВСЕГДА стоит вопрос проверки качества.

Насколько хорошо сделано?
Насколько лучше можно?
Иногда мне кажется, что можно вообще больше ничего не контролировать.

А основная сложность — это критерии, алгоритм и инструменты аудита.

В чем сложность?

  • в том, что никогда нет однозначного подхода или пути;
  • в том, что это всегда ресурсоемкая задача (иногда дольше и сложнее, чем само «производство»);
  • в том, что никогда нельзя быть уверенным, что вы проверили все;
  • в том, что далеко не всегда один и тот же алгоритм подходит в разных хоть и казалось бы типовых задачах;
  • в том, что часто в процесс вмешивается субъективный человеческий фактор;
  • в том, что иногда сложно придумать даже проверочный вопрос, а не то что ответ...

Набросаем недолго думая список того, что можно тестировать в области интернет-маркетинга.

Что можно
тестировать?
Продукт Маркетинговая
активность
Сайт Оптимизация Контекстная
реклама
Примеры: А Вы изменили описание продукта именно для сети?
Добавили 3d-обзор продукта или хотя бы кучу качественных фото?
А Вы не придумали коробочных продуктов специально для сайта?
А Вы пробовали менять цену на продукт, играть с ценой на доставку или выставлять специальные скидки именно для сайта?
А может быть Вы забыли про презентации для скачивания или счет для печати или электронную оплату?
Аудит юзабилити: насколько удобно пользоваться сайтом?
Аудит программирования: весь ли функционал сайта работает безошибочно и отрабатывает любые действия пользователя?
А не продвигаетесь ли Вы по словам, по которым к Вам на сайт так и не заходят?
А не забыли ли Вы о внутренней оптимизации, закупая ссылки пачками, сайта – проверьте titles.
А Вы знаете какой из каналов продвижения самый рентабельный?
А Вы уверены, что эффективность кампаний нельзя повысить на 2%, 10%, 50%, 150%?
Какими инструментами можно пользоваться?
Например:
Все индивидуально. У каждого продукта есть свои характеристики и параметры – пройдитесь по каждому из них и выжмите всё для web. Все тот же маркетинг, только новый рынок. Начните с 4P. — Разнообразные статистики посещаемости;
— Аудит конверсий из ...
в ...;
— Тестирование фокус-групп;

— Тестирование по движению глаз по экрану;
— Google Web Optimizer;
— Статистика ADV|E-PROMO
Самое большое количество инструментов.
При желании оптимизатор может Вам подготовить кучу вариантов отчетом.
— Статистика ADV|E-PROMO
— Яндекс Метрика
— Google Analitics
— Статистика ADV
Почему это важно или как это может изменить ваш бизнес? Если уделять постоянно внимание всем этим и остальным составляющим и делать это системно, то вы не раз повысите рентабельность вашего сайта на 50%.

Я надеюсь, Вы не очень расстроились или испугались. Конечно, в каждой профессиональной компании есть свой алгоритм, софт, чек-лист или гений-эксперт.

В E-PROMO наша «опора и надежа» — это система статистики ADV|E-PROMO, которая позволяет в разных цифровых показателях, включая деньги (затраты, стоимость заявки, прибыль, рентабельность), отслеживать эффективность и сравнивать между собой разные каналы, разные ключевые слова и пр.

И E-PROMO будет радо поделиться с вами всеми своими секретами и доработками. Обращайтесь за аудитами, Мы обязательно вам поможем и повысим эффективность вашего бизнеса.

P.S. А пока немного ностальгии о первом check-list, который я видела. Всего в нем было 184 вопроса. Тестер не получал премию за проект, если находил ошибок меньше, чем по 54 пунктам!

Тестирование сайта. Этапы и примеры вопросов.

1. Дизайн

Правило Почему это важно
Можно ли при первом взгляде на дизайн понять, чем занимается компания? Человек принимает решение о сайте и его «пользе» для себя за первые 2-8 секунд — это показывают все проведенные исследования в Сети.
Рассчитан ли дизайн на аудиторию сайта? Если вам нравится серый металлик и строгие линии, то, скорее всего, сайт в таком стиле потерпит полных крах при продаже женской бижутерии, мягких игрушек или других «женских» товаров.

2. Эргономика

Правило Почему это важно
Корректно ли сайт печатается? Если вы режете большие тексты на множество отдельных страниц, либо экранная страница не убирается на печатный лист, вы должны предусмотреть специальную версию для печати одной страницей (причём без красот экранного дизайна). Очень часто решение о покупке товара принимается не сразу. Человеку надо подумать, проконсультироваться или спросить разрешения. Пусть печатает страницу (без проблем), сомневается, советуется, чем просто навсегда уходит.
Используете ли Вы только командно ориентированные фразы в текстовых сообщениях любой природы (либо фразы, ориентированные на прямые действия)? Например, «Нажмите кнопку Абв, чтобы узнать результаты забегов» вместо: «При нажатии кнопки Абв откроется страница с результатами забегов».
Используете ли Вы кнопки с глаголами, нежели иными частями речи, например «Показать» вместо «Готово»?
Если написано нажмите, посмотрите, получите, попробуйте, ... то вероятность, что человек подсознательно захочет это сделать, и сделает значительно выше.
И тут нет обмана или НЛП. Просто такой прямой позыв четче, быстрее и конкретнее обрабатывается мозгом любого человека.
Ну и конечно это показывают все проведенные в Сети исследования.

3. Качество верстки

Правило Почему это важно
Везде ли соблюдается единообразие шрифтов и предусмотренные стили. Не встречаются ли несколько параграфов подряд шрифтами разного стиля, кегля или написания. Очень часто после того как сайт готов и выложен в сеть, он уже через месяц начинает превращаться в мечту любого импрессиониста. Шрифты маленькие, большие, жирные, курсивом, зеленые и синий, а уж красным то вообще все, что важно.
Почему так происходит? Потому что зачастую версткой занимается специально НЕ подготовленный сотрудник компании — секретарь, пиарщик, ...
Почему это плохо? Потому что пугает и запутывает большинство посетителей вашего сайта.

4. Оптимизация для поисковых систем

Правило Почему это важно
Прописан ли альтернативный текст на все элементы интерфейса и значимые графические изображения? Если не загрузился баннер, флеш, видео, картинка, схемка, иконка, трехмерная кнопка меню, то сайт должен быть максимально пригоден к использованию. Иначе вы можете терять клиента.
Так же следует обратить особое внимание на загрузку сайта с мобильных телефонов, если там может быть ваша ЦА.
Используются ли для заголовков документов стандартные стили <h1> <h2> <h3>? Верстаете тексты на сайт сами, через админку? Вкривь и вкось? А у вашего ответственного сотрудника есть список рекомендаций и я бы даже сказала требований от оптимизатора? Есть вещи, которые просто необходимы для выполнения.

5. Техническая реализация

Правило Почему это важно
На любые действия пользователя (подписка, задание вопроса, добавление сообщения в форум и т.п.) дается корректный отклик системы с соответствующим сообщением. Вряд ли клиент все еще будет хотеть купить у вас товар, если после заполнения формы получит не «Спасибо за Ваш заказ...», а что-нибудь вроде «test 13 6sec». Это он (клиент) у вас что-то покупает, это ему расставаться с деньгами, это ему страшно... А Ваша задача поддерживать его на каждом этапе, помогать, развеивать его сомнения, поддерживать, успокаивать :)
Есть ли проверка на правильность вводимых значений в формы (например, на формат email, подписки и т.д.) Довести пользователя до покупки и потерять из-за такой ошибки — что может быть обиднее и непрофессиональнее... ?